Как программисту преподавать в вузе

19.11.2020

Куда развиваться программисту, когда он становится старше? Очевидное направление роста это менеджмент, однако, программисты не очень то его и любят.

Направлений в действительности не так много. Одно из самых привлекательных это преподавание. Если вы накопили хороший опыт, им вполне можно делиться, даже в условиях постоянно меняющихся технологий. Многое в нашей профессии остаётся неизменным. Всё так же нет серебряной пули и всё также корень зла это преждевременная оптимизация.

Преподавать можно как непосредственно технические знания, так и нетехнические, но связанные с профессией. Если вы работали с agile, вы можете учить тому, как организовать работу небольшой команды.

Если работали с пользовательскими историями, вы можете научить будущих product owner’ов тому, как эти истории рассказывать.

Тема нашей встречи: как программисту преподавать в вузе? Об этом мы поговорили с нашими гостями.

Лариса Сергеевна Притчина, заместитель директора МГИМО-Одинцово, руководитель кафедры математических методов и бизнес-информатики.

Евгений Владимирович Погребняк, декан факультета финансовой экономики МГИМО-Одинцово, доцент кафедры математических методов и бизнес-информатики.

Евгений уже выступал в клубе с докладом о трудностях преподавания архитектуры, и этот доклад вызвал тогда большую дискуссию.

Наши гости рассказали, зачем вузам программисты-практики, и как специалистам выстроить работу с вузами. Обсудили и проблемы преподавания. Разобрались, как сделать преподавание интересным и современным, и как мотивировать студентов.

Дополнительные материалы к встрече

Как построить сотрудничество

Вводные формы — с чего начать:

  • гостевая лекция (обычно от компании)
  • «бинарные» лекции (совместно с другим преподавателем)
  • лекция или блок лекций внутри курса

Продвинутые формы — как развить:

  • организация практик и стажировок студентов
  • участие в разработке программ дисциплин (курсов)
  • участие в разработке или изменении учебных программ
  • руководство курсовыми и дипломными работами
  • научная работа (цель — качественные научные публикации)
  • методические материалы (учебники)
  • подготовка к студенческим соревнованиям и решениям кейсов, хакатонам
  • заявки на студенческие гранты

Экспериментальные формы и продукты — что еще попробовать:

  • работа со студенческим кружком
  • производственный проект или близкий к нему
  • видеокурсы и открытые материалы
  • межвузовское взаимодействие, включая обмен методическими материалами

Успех программиста в образовании

На вашей стороне:

  • практический опыт
  • распространение онлайн-обучения
  • общий интерес к ИТ
  • доверие к практикам

Сложности и ограничения:

  • разный уровень подготовки и мотивации студентов
  • много регуляторных требований
  • некоторая инерция сферы образования

Как преуспеть:

  • очертить небольшой, но конкретный итоговый результат (компетенции, практическое применение)
  • снизить порог входа в тему
  • четко очертить требования внутри курса, в том числе на минимальную оценку
  • «единица обучения» — блоки 15-20 минут плюс упражнение или дискуссия
  • студенты что-то делают, а не только слушают лекцию:
    • минимальные короткие проекты и упражнения своими руками
    • разбор кейсов (учить вырабатывать и формулировать мнение), особенно разбор ошибок, решений, пропусков
  • показать связь с практикой и с личным опытом, возможно на ранней стадии карьеры («как молодой специалист я столкнулся с такой проблемой»)
  • сделать материал доступным для более широкого круг слушателей («не-программистов»)
  • версионность и итерации — курс добавляется, перерабатывается, «обкатывается»
  • интерес к педагогике
  • совместные проекты с университетом, факультетом, кафедрой, коллегами

Контакты

Факультет финансовой экономики МГИМО-Одинцово

Лариса Сергеевна Притчина l.pritchina@odin.mgimo.ru

Евгений Владимирович Погребняк e.pogrebnyak@odin.mgimo.ru

Канал в Telegram, где собираются преподаватели в сфере IT.