Проблемы преподавания архитектуры и Soft skills

Проблемы преподавания архитектуры и Soft skills

13.06.2019

Проблемы преподавания архитектуры

Два преподавателя со стажем поставили перед собой неразрешимую задачу: сделать бизнес-аналитика из человека, который не умеет программировать. Они подготовили курс лекций и прочитали его в одном из московских ВУЗОВ.

На встрече Дмитрий и Евгений поделились результатами. Их доклад перерос в большую дискуссию. Программисты с удовольствием рассказали, что они думают об архитекторах, и их не смутило присутствие женщин в аудитории. Они бы не постеснялись ни стариков, ни детей.

Этих молчаливых людей — когда у них появляется возможность высказаться — просто не остановить!

Слайды с доклада, подготовленные Евгением Погребняком и Дмитрием Лимашовым, ищите в секретном месте.

Soft Skills

Тема гибких навыков возникает в клубе не в первый раз. Сейчас она спровоцирована очередным нашим ростом. Нас мучает вопрос: какая деятельность клуба может быть самой востребованной и полезной?

Мы программисты разных специализаций, поэтому есть предположение, что узкие темы у нас не пойдут. Конечно, обзорные лекции о фронт-енде для бек-ендеров будут пользоваться популярностью, но детали и тонкости правильнее было бы оставить для тематических конференций.

Что же остаётся нам? Мы собираемся каждые две недели и обсуждаем разные темы. Делаем доклады. Модерируем дискуссии. Резюмируем в кратких выжимках то, о чём договорились на встрече.

Всё это относится к так называемым гибким навыкам или soft skills. Темы обсуждения:

  • Что такое гибкие навыки?
  • Можно ли развивать гибкие навыки?
  • Если можно, то какие способы эффективны?
  • Если нельзя или дорого, то чем заменить?
  • Что из этого можно делать в клубе?

История

https://en.wikipedia.org/wiki/Soft_skills

C 1959 года армия США вкладывает значительные ресурсы в технологизацию учебного процесса. В 1968 она представила доктрину, известную как Системная инженерия обучения.

Пол Джи. Уайтмор, определяя гибкие навыки, цитирует этот документ: «навыки и действия, связанные с работой,затрагивающие главным образом людей и бумагу, например, осмотр войск, надзор за офисным персоналом, проведение исследований, подготовку отчетов об обслуживании, подготовку отчетов об эффективности, проектирование мостовых конструкций».

Копия, представленная в интернете, неполна и не содержит указанной цитаты.

В 1972 году профессор Уайтмор на конференции, посвящённой гибким навыкам, определил их в своём докладе, как «важные навыки, связанные с работой, которые подразумевают незначительное взаимодействие с машинами, и применение которых не привязано к технической специализации».

В оригинале написано application is quite generalized.

Тон выступления достаточно сдержанный: «те рабочие функции, о которых мы знаем много — это специальные навыки, а те, о которых мы знаем очень мало — это гибкие навыки».

Состояние дел

По материалам статьи Hard evidence on soft skills Джеймса Джей. Хекмана и Тима Кауца.

  • По результатам исследований, нет значимой корреляции между IQ и жизненными достижениями. Если учитывать, как IQ, так и личностные черты, корреляция проявляется.

  • В качестве ориентира для определения личностных черт, можно опираться на большуют пятёрку: открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, уступчивость и нейротизм.

  • Существуют ли черты личности или поведение объясняют ситуативные факторы? В работе Эпштейнка показано, что люди действуют предсказуемо с высоким уровнем достоврености (0,6-0,8). Показатели черт имеют тенденцию быть наследственными (0,4-0,6), то есть зависят не только от ситуации. Нейробиологи свидетельствуют, что черты связаны с областями мозга.

  • Личностные качества относительно стабильны, но меняются в течение жизненного цикла.

  • Важность IQ возрастает с ростом сложности работы. Когнитивные навыки более важны для профессоров, учёных и старших менеджеров, чем для полуквалифицированных или неквалифицированных рабочих. Важность добросовестности не сильно зависит от сложности работы.

  • Доказано: успех зависит не только от IQ. Психологические черты измеряются выполнением заданий. Психологические черты имеют разную продуктивность в разных задачах. Важность познавательных способностей возрастает со сложностью задачи. Черты являются стабильными во всех ситуациях. Тем не менее, они меняются с течением жизни и могут быть усилены образованием, воспитанием и окружающей средой.

Обсуждение навыков

Успели обсудить четыре группы навыков.

Навыки общения

Устная и письменная речь, умение выступать и слушать, чёткие речь и письмо.

Во-первых, определили границу. Речь шла о коллегах-заиках, с которыми действительно трудно общаться. Мы договорились, что в этом ситуации ни в коей мере является компетентными, чтобы давать любые рекомендации.

Единственная рекомендация — идти к специалистам.

В целом, мы понимаем, что не все проблемы могут быть решены самостоятельно, и, возможно, не все проблемы могут быть решены в принципе. Было бы полезно собрать ссылки на исследования и мета-анализы по теме.

Мнения о возможности коррекции разделились.

  1. Корректировать навыки можно. Необходимо посещать курсы ораторского мастерства, делать презентации, готовить короткие речи, и так далее.

  2. Нет данных об эффективности методов. Есть сомнения, что нужны навыки могут быть развиты в достаточной степени.

Материалы по теме:

  1. Can You Really Train Soft Skills? Some Answers From The Science Of Talent. Личностые качества, такие как экстраверсия, любознательность и эмоциональная стабильность связаны с работой во всех отраслях и профессиях, хотя комбинации и уровни характеристик зависят от контекста. В частности, экстраверсия критически важна для продавцов, но не для инженеров-программистов.

  2. Научна ли психология и что не так с психотерапией. Обсуждение, модерируемое Александром Панчиным. НЛП не работает. Соционика не работает. Терапевтические методы работают, их эффективность сравнима. Предсказать, какой из методов сработает и сработает ли вообще, практически трудно.

  3. https://www.psychologos.ru/articles/view/sravnitelnaya-effektivnost-razlichnyh-vidov-psihoterapii%20?%3E. Сравнительные оценки эффективности разных видов показывают: все виды психотерапии дают примерно одинаковые результаты: различия между ними существуют, но они минимальны. Ни один из видов психотерапии не имеет глобальных или решающих преимуществ в работе с клиентами, предъявляющими какие-либо жалобы, или с клиентами, которым поставлен какой-либо диагноз.

  4. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки. Раскрывающие методы, с помощью которых ищут ответ на вопросы, почему и как возникли проблемы, по степени эффективности не отличаются друг от друга; поддерживающие методы семейной и когнитивно-поведенческой психотерапии, помогающие преодолевать жизненные проблемы пациента, по степени эффективности также мало отличаются друг от друга; но поддерживающие методы гораздо более эффективны, чем раскрывающие.

Хорошие манеры

Этикет (включая деловой этикет), вежливость, уважительность.

Важны соглашения внутри команды и следование им. В незнакомых условиях важна формальная вежливость, затем следование групповым нормам.

Гибкость

Готовность к изменениям, обучение на протяжении всей жизни, принятие нового, подстраиваемость, обучаемость.

У программистов это практически hard skill из-за частой смены технологий. Выходи из зоны комфорта, учиться писать левой рукой.

Возможно, роль консерватора важна для команды, поэтому если навык не развит, в командной работе всё равно найдётся место.

Целостность

Этичность, моральность, ценности.

Перевоспитать невозможно, проще уволить. Code of Conduct будет хорошим подспорьем в формализации, что такое хорошо и что такое плохо.

Этот навык зависит от культуры организации. Если вам платят серую зарплату, должны ли вы быть честными по отношению к работодателю? Например, можете ли вы распечатать 100-200 страниц на рабочем принтере и рабочей бумаге?